Положение медицины в здравоохранении – взгляд со стороны церкви.
Положение медицины в здравоохранении – взгляд со стороны церкви.
В Екатеринбурге выпущена прекрасная книга – «», но рекордно низким тиражом. Учитывая значимость религиозного подхода к больному человеку, нередко именно болезнь приводит человека к вере, приведем высказывания священнослужителей, как они оценивают медицину и, прежде всего, современную медицину в России.
Начнем с истории «При Ионанне 3 появились иностранные врачи. Христианские заповеди сменились жесткой вертикалью единоличной власти. Положение врача зависело от отношения князя. Если его больные выздоравливали, то получал вознаграждение, если нет – убивали».
Сейчас подход демократичнее – если в «листе счастья» пациент написал слово «нет», то просто не платят и вдобавок масса неприятностей. Но физически хоть не убивают (если не считать случай с врачом, ошибочно поставившим катетер не в вену, а в подключичную артерию маленькому ребенку).
Процитируем митрополита Антония: «В основе врачебного подхода – сострадание, а оно по своей природе ненаучно. В основе отношения врача к пациенту лежит сострадание, благоговение перед человеческой жизнью.Это не сентиментальность – а способность отзываться умом, сердцем на то, что происходит с другим.
… врачевание – процесс сугубо индивидуальный. Двух одинаковых и прежде всего, духовно, больных нет. Потому болезнь всегда течет по разному. … Врач и пациент духовные величины, имеющие обоюдную причастность к судьбе страдающего. … Нельзя лечить тело без учета духа, но дух зачастую и слышать не желает о том, чтобы им занимались».
Итак, подчеркивается, что врачевание не «стандарт» и не «механическая работа». Это творчество, в основе которого лежит нуждаемость в помощи с одной стороны и готовность, прежде всего духовная, ее оказать, с другой». Однако в условиях ОМС нет помощи – есть «услуга». И есть договор услуги – где прописано, что один должен исполнить, а другой – получить.
Что-то не вяжется с точкой зрения православия.
Основы социальной концепции Русской православной Церкви прописали: «Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного в православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос … врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе. А в итоге – о целостном составе личности. По словам самого Спасителя, Он врачевал всего человека.
Человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти».
Итак, церковь четко указывает на то, что медицинской услуги для больного человека не может быть.
Тогда что же в России внедрено?
Зачитаем мнение А.В. Недоступа – дмн, проф. мед академии им. Сеченова, председатель общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.
«На земле тень приближающего антихриста. Нам оказано величайшее доверие – жить в эти времена. «Что ты сделал?» - спросят там.
Чего ищут больные у православного врача: бескорыстие, уверенность в порядочности врача, понимании им своей ответственности. Из отсутствия этого вытекает страх больного перед современными врачебными методами: врач – придаток к мертвой технике.
Советская система здравоохранения, признанная в 1977 г. ВОЗ лучшей в мире, сейчас трудами реформаторов – смертность, заболеваемость, бремя финансовых затрат на плечи нищего населения, ликвидирована система профилактики. Большинству недоступен летний отдых, плохо питаются, страх потерять работу, культ наживы.
В современной Росси извращаются отношения врач-больной, начиная с замены термина «медицинская помощь» на «медицинские услуги» (подразумевая их оплату). Вместо старого патерналистского (отеческого) принципа отношений между врачом и больным внедряется финансово-договорной, с поощряемыми судебными тяжбами (больной против врача), подписанием больным «информированного согласия» (безграмотная калька с зарубежного выражения «informed consent» - защитой врача от больного. Это под тезис о вхождении Росси в «семью цивилизованных народов». В мир, где все полярно христианскому отношению к ближнему и самой жизни».
Итак, позиция православия – то, что делается сейчас в медицине – «антихристианство».
Посмотрим, что говорил другой и врач и одновременно священнослужитель. Дмн, Иеромонах Анатолий (Берестов): «Общество движется к деградации и вымиранию, чему способствует политика государства.
И слово врача сегодня не имеет той целительной силы, о которой говорил Авиценна, да и произносится оно, как видим, редко и неохотно. Почему? Это товарно-денежные отношения, прочно врастающие в систему отношений «врач-больной». Лечение больного превратилось в медицинскую услугу, последняя стала таким же товаром, как услуга водителя такси. Слово «пациент» заменяется торгово-прачечным «клиент». Врач смотрит на больного не с любовью и состраданием, а оценивающе.
Начиная реформы здравоохранения, правительство возложило обязанности финансирования здравоохранения на самих врачей. С начала 90-х годов основным вопросом на совещаниях в ЛПУ страны стал вопрос не оповышении качества лечения и профилактики, а о том, как зарабатывать деньги – сократили время приема, платные обследования и койки, снизили срок пребывания на койке. …
Но можно ли винить врача? В поликлинике на прием 12 минут: выслушать жалобы, осмотреть, послушать, поставить диагноз, записать, выписать лекарства. Вот и сидит бедный доктор с трафаретом и стандартом в мозгах и ценником в руках. …
Уходит в прошлое образ врача-гуманиста, на смену ему четким уверенным шагом идет «врач-экономист», которому некогда разговаривать с больным, не зачем проникать в его душу. Святой Василий Великий писал «в болезнях умеренных и излечимых люди получают пользу от одного из них попечении».
Врачей в России много: на 10000 населения 47. В Европе – 22-25. Аптеки переполнены лекарствами, правительство все новые законы для блага людей, а больному все хуже.
В чем же тогда суть проводимых реформ здравоохранения, если плохо и врачу и больному?».
Итак, если священнослужители обращают внимание на нарушение христианских ценностей в результате реформирования здравоохранения, то одновременно и врач и священнослужитель видят причины нарушения.
Но все сходятся в одном, в том, что лучше всего сформулировал православный философ Ильин «Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет души и сердца. Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу. …
Пациент не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему душевно-телесному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким врач должен видеть его, постигнуть и лечить».
Однако возможны ли такие отношения в системе – «я заполнил реестр и тогда мне заплатят, если ты подпишешь «лист счастья», а разводить антимонии мне некогда – мне еще 100 страниц отчетов писать». Ведь система нацпроекта привела к тому, что у врача вообще нет времени на больного – есть только время на бесконечные огромные отчеты и писанину.
Наверное, такие проблемы возникли потому, что четко отметил в свое время архиепископ Лука (В.Ф,Войно-Ясенецкий) в 1946 г., получая Сталинскую премию за «Этюды гнойной хирургии», когда Сталин спросил: «Профессор, вы часто вскрываете человеческие тела. Вы не видели, где находится душа?». Ответ был тих и прост: «Часто в человеческом теле я не видел и совести».
Значит, есть совесть, только не у всех. Значит, те, у кого есть – видят, что не то, не так и не туда.
Тогда не понятно, почему молчит церковь? Ведь ее влияние на умы сильно, недаром даже самые высокопоставленные представители власти посещают церкви и храмы.
Ю.Н.Кожевников
В Екатеринбурге выпущена прекрасная книга – «», но рекордно низким тиражом. Учитывая значимость религиозного подхода к больному человеку, нередко именно болезнь приводит человека к вере, приведем высказывания священнослужителей, как они оценивают медицину и, прежде всего, современную медицину в России.
Начнем с истории «При Ионанне 3 появились иностранные врачи. Христианские заповеди сменились жесткой вертикалью единоличной власти. Положение врача зависело от отношения князя. Если его больные выздоравливали, то получал вознаграждение, если нет – убивали».
Сейчас подход демократичнее – если в «листе счастья» пациент написал слово «нет», то просто не платят и вдобавок масса неприятностей. Но физически хоть не убивают (если не считать случай с врачом, ошибочно поставившим катетер не в вену, а в подключичную артерию маленькому ребенку).
Процитируем митрополита Антония: «В основе врачебного подхода – сострадание, а оно по своей природе ненаучно. В основе отношения врача к пациенту лежит сострадание, благоговение перед человеческой жизнью.Это не сентиментальность – а способность отзываться умом, сердцем на то, что происходит с другим.
… врачевание – процесс сугубо индивидуальный. Двух одинаковых и прежде всего, духовно, больных нет. Потому болезнь всегда течет по разному. … Врач и пациент духовные величины, имеющие обоюдную причастность к судьбе страдающего. … Нельзя лечить тело без учета духа, но дух зачастую и слышать не желает о том, чтобы им занимались».
Итак, подчеркивается, что врачевание не «стандарт» и не «механическая работа». Это творчество, в основе которого лежит нуждаемость в помощи с одной стороны и готовность, прежде всего духовная, ее оказать, с другой». Однако в условиях ОМС нет помощи – есть «услуга». И есть договор услуги – где прописано, что один должен исполнить, а другой – получить.
Что-то не вяжется с точкой зрения православия.
Основы социальной концепции Русской православной Церкви прописали: «Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного в православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос … врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе. А в итоге – о целостном составе личности. По словам самого Спасителя, Он врачевал всего человека.
Человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти».
Итак, церковь четко указывает на то, что медицинской услуги для больного человека не может быть.
Тогда что же в России внедрено?
Зачитаем мнение А.В. Недоступа – дмн, проф. мед академии им. Сеченова, председатель общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.
«На земле тень приближающего антихриста. Нам оказано величайшее доверие – жить в эти времена. «Что ты сделал?» - спросят там.
Чего ищут больные у православного врача: бескорыстие, уверенность в порядочности врача, понимании им своей ответственности. Из отсутствия этого вытекает страх больного перед современными врачебными методами: врач – придаток к мертвой технике.
Советская система здравоохранения, признанная в 1977 г. ВОЗ лучшей в мире, сейчас трудами реформаторов – смертность, заболеваемость, бремя финансовых затрат на плечи нищего населения, ликвидирована система профилактики. Большинству недоступен летний отдых, плохо питаются, страх потерять работу, культ наживы.
В современной Росси извращаются отношения врач-больной, начиная с замены термина «медицинская помощь» на «медицинские услуги» (подразумевая их оплату). Вместо старого патерналистского (отеческого) принципа отношений между врачом и больным внедряется финансово-договорной, с поощряемыми судебными тяжбами (больной против врача), подписанием больным «информированного согласия» (безграмотная калька с зарубежного выражения «informed consent» - защитой врача от больного. Это под тезис о вхождении Росси в «семью цивилизованных народов». В мир, где все полярно христианскому отношению к ближнему и самой жизни».
Итак, позиция православия – то, что делается сейчас в медицине – «антихристианство».
Посмотрим, что говорил другой и врач и одновременно священнослужитель. Дмн, Иеромонах Анатолий (Берестов): «Общество движется к деградации и вымиранию, чему способствует политика государства.
И слово врача сегодня не имеет той целительной силы, о которой говорил Авиценна, да и произносится оно, как видим, редко и неохотно. Почему? Это товарно-денежные отношения, прочно врастающие в систему отношений «врач-больной». Лечение больного превратилось в медицинскую услугу, последняя стала таким же товаром, как услуга водителя такси. Слово «пациент» заменяется торгово-прачечным «клиент». Врач смотрит на больного не с любовью и состраданием, а оценивающе.
Начиная реформы здравоохранения, правительство возложило обязанности финансирования здравоохранения на самих врачей. С начала 90-х годов основным вопросом на совещаниях в ЛПУ страны стал вопрос не оповышении качества лечения и профилактики, а о том, как зарабатывать деньги – сократили время приема, платные обследования и койки, снизили срок пребывания на койке. …
Но можно ли винить врача? В поликлинике на прием 12 минут: выслушать жалобы, осмотреть, послушать, поставить диагноз, записать, выписать лекарства. Вот и сидит бедный доктор с трафаретом и стандартом в мозгах и ценником в руках. …
Уходит в прошлое образ врача-гуманиста, на смену ему четким уверенным шагом идет «врач-экономист», которому некогда разговаривать с больным, не зачем проникать в его душу. Святой Василий Великий писал «в болезнях умеренных и излечимых люди получают пользу от одного из них попечении».
Врачей в России много: на 10000 населения 47. В Европе – 22-25. Аптеки переполнены лекарствами, правительство все новые законы для блага людей, а больному все хуже.
В чем же тогда суть проводимых реформ здравоохранения, если плохо и врачу и больному?».
Итак, если священнослужители обращают внимание на нарушение христианских ценностей в результате реформирования здравоохранения, то одновременно и врач и священнослужитель видят причины нарушения.
Но все сходятся в одном, в том, что лучше всего сформулировал православный философ Ильин «Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет души и сердца. Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу. …
Пациент не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему душевно-телесному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким врач должен видеть его, постигнуть и лечить».
Однако возможны ли такие отношения в системе – «я заполнил реестр и тогда мне заплатят, если ты подпишешь «лист счастья», а разводить антимонии мне некогда – мне еще 100 страниц отчетов писать». Ведь система нацпроекта привела к тому, что у врача вообще нет времени на больного – есть только время на бесконечные огромные отчеты и писанину.
Наверное, такие проблемы возникли потому, что четко отметил в свое время архиепископ Лука (В.Ф,Войно-Ясенецкий) в 1946 г., получая Сталинскую премию за «Этюды гнойной хирургии», когда Сталин спросил: «Профессор, вы часто вскрываете человеческие тела. Вы не видели, где находится душа?». Ответ был тих и прост: «Часто в человеческом теле я не видел и совести».
Значит, есть совесть, только не у всех. Значит, те, у кого есть – видят, что не то, не так и не туда.
Тогда не понятно, почему молчит церковь? Ведь ее влияние на умы сильно, недаром даже самые высокопоставленные представители власти посещают церкви и храмы.
Ю.Н.Кожевников