Волна критики на волне кризиса
Профсоюзы раскритиковали действия правительства
Заседание Генсовета ФНПР 27 мая показало, что экономический кризис вносит все больше противоречий в отношения организаций - членов Российской трехсторонней комиссии. Так, на заседании острой критике со стороны профсоюзов подверглись не только Минфин, Минэкономики и премьер-министр, которые должны были успеть привыкнуть к этому, но и Минтруд, воссоздание которого в 2012 году ФНПР праздновала как свою большую победу. В частности, глава ФНПР Михаил Шмаков сказал, что ведомству пора повзрослеть, и оно отныне должно лишиться “родительской опеки” профсоюзов. Последние, между тем, собираются “расти” и сами - в том числе путем объединения не только малых, но и довольно крупных организаций.
ВЫБИРАТЬ И ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
На прошедшем 27 мая заседании Генсовета ФНПР профсоюзные лидеры обсуждали план действий по реализации решений IX съезда ФНПР, состоявшегося в феврале это года (см. "Солидарность" № 6, 2015). В частности, было отмечено, что после съезда членские организации ФНПР активно вносят изменения в свои уставы. Эти изменения должны поспособствовать организационному и кадровому укреплению, а также укрупнению профсоюзов и повышению эффективности работы территориальных профобъединений.
Так, председатель Оборонпрофа Андрей Чекменев сообщил, что ведутся консультации по объединению возглавляемой им организации с профсоюзами работников авиапромышленности и машиностроителей в один большой профсоюз. Чекменев рассчитывает на то, что процесс завершится уже в следующем году. Он также подчеркнул, что коль скоро эти три профсоюза - численностью более 100 тысяч каждый - решили объединиться, то тем более об объединении должны задуматься “малые” профсоюзы.
А еще в настоящее время в профсоюзах и региональных профобъединениях идет масштабная отчетно-выборная кампания. Большинство избранных лидеров сохранили за собой прежние посты, но есть и те, кто стал председателем впервые. Что сторонников омоложения профсоюзных кадров не может не радовать, а ведь впереди еще столько выборов.
Члены Генсовета также отметили, что после IX съезда ФНПР профсоюзы активизировали масштабную работу, пропагандируя и разъясняя документы съезда. Напомним, по его итогам были приняты резолюции о достойной заработной плате, эффективном социальном партнерстве, создании достойных рабочих мест, о гарантиях работникам Крайнего Севера, об отношении к происходящему реформированию пенсионной системы и другие. Разъяснительная работа по этим и многим другим вопросам проводилась и в ходе профсоюзного автопробега по стране в марте-апреле этого года.
Г енсовет постановил: исполнительным органам и членским организациям ФНПР обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных итоговыми документами февральского съезда.
МЕНЬШЕ ГЛАМУРА!
Главной же информационной составляющей заседания Генсовета ожидаемо стало выступление председателя ФНПР Михаила Шмакова - оно было посвящено не только действиям профсоюзного сообщества, но и анализу действий правительства в условиях текущего экономического кризиса. Скорее даже критике правительства и его действий - и местами довольно жесткой.
Коротко напомним: в прошлом году экономика страны “развивалась” в условиях двукратного падения цен на нефть, снижения выручки от экспорта, продолжения крупного оттока капитала, введения против России экономических санкций и ощутимого сокращения инвестиций. В этом году условия лучше не стали, и скоро такими - точно не станут, даже по самым оптимистичным прогнозам. При этом Михаил Шмаков указывает на то, что признаки надвигавшегося кризиса можно было разглядеть еще в 2012 году, когда началось замедление экономического роста страны. Так, по итогам уже 2013 года темп роста составил 1,3%, а по итогам 2014 года - всего 0,6%.
- Неприятно удивляют многие решения, которые принимает правительство России, формально декларируя их антикризисную направленность. “Под сладкий лепет мандолины” о поддержке российской промышленности и о работах по импортозамещению реализуются совершенно другие меры, - считает председатель ФНПР. - Решение о докапитализации банков на сумму более триллиона рублей из государственных средств, вне сомнения, поддержали финансовые институты, в том числе частные. Но на смену западным кредитам, утраченным в результате санкций, на отечественные предприятия так и не пришли “длинные и дешевые” российские кредиты.
Особой критики ожидаемо удостоился Центробанк, поднявший в декабре прошлого года ключевую ставку (по которой он кредитует другие финансово- кредитные организации) с 13 до 17%. Потом, правда, ставка была постепенно опущена до нынешних 12%, однако в ФНПР считают, что при ключевой ставке выше 10% возобновить экономический рост страны невозможно в принципе.
- Понятно, что если [например] до 14% подняли ставку, так и инфляция теоретически не может быть ниже 14%. Поэтому нас пытаются обмануть и сказать, что “мы будем добиваться инфляции 6%”. Вы сделайте ставку рефинансирования 2%, тогда инфляция будет 6% или даже 4%, и будет развитие экономики! - разгорячился Шмаков, назвав описанные выше действия правительства и Центробанка “обманом трудового народа”.
“А” -СПРАВКА
По данным Росстата, потребительские цены выросли в прошлом году более чем на 11%, а за первые три месяца этого года - более чем на 7%. Стоимость минимального набора продуктов выросла с начала года примерно на 14%. Реальные располагаемые доходы населения снизились в I квартале 2015 года относительно показателя за аналогичный период предыдущего года на 1,4%, реальная заработная плата - на 8,3%. Спад потребительского спроса,
измеряемый розничным товарооборотом, составил в I квартале 2015 года 6,7%. Снижение реальной заработной платы в бюджетном секторе в 2015 году, согласно прогнозам самого правительства, может составить более 12%, а реальная зарплата в целом по экономике в лучшем случае восстановится до уровня 2014 года только в 2018 году.
Все это происходит на фоне реализации принятого правительством в начале текущего года “антикризисного плана”, который предполагал докапитализацию банков на сумму более триллиона рублей, а дополнительное финансирование сельского хозяйства - на сумму до 50 млрд рублей.
При всем при том правительственные чиновники были обвинены на Г енсовете (заочно) в том, что считают, будто рост заработной платы разгоняет инфляцию. Позиция профсоюзов противоположна: для восстановления
устойчивого экономического роста государство, считают в ФНПР, должно проводить активную политику стимулирования внутреннего потребительского спроса, повышения покупательной способности населения, в том числе за счет увеличения бюджетных расходов. Михаил Шмаков напомнил, что именно это и было сделано в период кризиса 2008 - 2010 годов. И привел в пример успешный опыт китайского правительства:
- Когда наступил кризис потребления, в том числе товаров, сделанных в Китае, китайцы тут же подняли заработную плату своим гражданам, работникам - для того чтобы нарастить внутренний спрос и чтобы дальше товары, ранее продававшиеся на экспорт, были востребованы и направлены внутрь страны. За счет этого Китай поднялся в кризис, я имею в виду уровень жизни китайских граждан. Для нас, конечно, это “неприемлемо”... - иронизирует Шмаков.
Он потом несколько раз высказался насчет того, что правительство стремится “пригламурить” негативную картинку нашей действительности с помощью СМИ. В частности, раскритиковал премьер-министра, “который целый час рассказывал по одному из центральных каналов о том, как хорошо поработало правительство и как мы сейчас замечательно преодолели все трудности”. Заседание Генсовета, можно сказать, отчасти прошло под лозунгом “Меньше гламура!”.
ЗЛОЙ РОК СОЦПАРТНЕРСТВА
К негативным факторам, обозначенным Шмаковым как “гламурные”, судя по всему, скоро можно будет приписать и заявления правительства о “руководящей и направляющей” роли социального партнерства в решении соответствующих вопросов. В ФНПР отмечают, что, несмотря на сформированные идеологию и институты соцпартнерства, у бизнеса отсутствует реальная мотивация участия в нем. В первую очередь претензии относятся к компаниям с государственным участием - поэтому правительству и досталось от Шмакова в очередной раз.
Да и то: о каком партнерстве можно говорить, когда в правительстве даже не рассматривают по существу (по словам главы ФНПР) конкретные предложения профсоюзов по стимулированию компаний, чтобы они вступали в объединения работодателей.
- В результате в стабильные периоды развития экономики компании не нуждаются в советчиках, во взаимодействии с профсоюзами не заинтересованы, а в сложных экономических условиях обращаются за государственной поддержкой. Участие (или неучастие) организаций в системе социального партнерства не рассматривается правительством в качестве серьезного аргумента при решении вопроса об оказании государственной поддержки, - констатирует Шмаков.
И - снова вспоминая о масштабной докапитализации банков, при которой не учитывалась мера их социальной ответственности. В частности - степень взаимодействия с профсоюзами. При этом у самих профсоюзов есть основания полагать, что правительство становится все более “самодостаточным”. Или, по крайней мере, считает себя таковым - то есть тоже, как и те самые компании, не нуждающимся в “советчиках”. Уже не раз, принимая решения по вопросам, связанным с социально-трудовыми отношениями, правительство действовало в обход РТК, не учитывая интересы ни работников, ни работодателей.
Так, только за последние несколько месяцев без учета мнения РТК были одобрены или утверждены: “антикризисный план”; основные параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов; новая редакция “Основных направлений деятельности правительства на период до 2018 года”. То есть - практически все стратегические документы, которые определяют дальнейшее социальноэкономическое развитие страны на среднесрочный период. Спасибо хоть, что пока удается отбивать атаки Минфина на пенсионный возраст, индексацию пенсий и институт досрочных пенсий... Но, исходя из сказанного Шмаковым, можно предположить, что в связи с кризисом РТК рискует превратиться в РОК
- Российскую одностороннюю комиссию. А добрым рок бывает редко...
ЗА ЧТО ВЫСТУПАЕТ ФНПР
- Повысить минимальный размер оплаты труда в 2015 году в два раза;
- обеспечить индексацию расходов на оплату труда в 2015 году всем работникам государственных и муниципальных учреждений;
- индексировать заработную плату во внебюджетном секторе экономики;
- проиндексировать в 2015 году размеры пособий по безработице на уровень инфляции за 2014 год до принятия решения по изменению механизма определения размеров пособия по безработице;
- обеспечить безусловное финансирование “майских указов”; ускорить установление базовых ставок зарплаты и базовых должностных окладов по профессиональным квалификационным группам в государственных и муниципальных учреждениях;
- установить размеры минимальных окладов и минимальных ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам на уровне не ниже МРОТ;
- сохранить перечень бесплатных услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры;
- не допустить дальнейшего увеличения нагрузки на одного работника бюджетной сферы.
ПРОГРАММЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
В обрисованной ситуации может показаться, что у профсоюзов настоящих партнеров нет вовсе либо скоро не останется. Однако в качестве такового определенно позиционировала себя на заседании глава думского комитета по труду Ольга Баталина. Она сообщила, что депутатов сейчас беспокоит снижение реальных доходов населения:
- Это, наверное, главное, что должно быть сегодня в основе социальной политики государства, - сказала она, имея, скорее всего, в виду остановку такого снижения.
По словам депутата, спад реальных доходов населения на текущий момент составляет порядка 9% (период Баталина не уточнила). При этом ситуация с занятостью населения “идет достаточно стандартным для России методом”: рабочие места сохраняются за счет снижения зарплат. Это позволяет людям держаться хоть за какое-то место (лучше, чем идти на улицу), а правительству - отчитываться в том, что уровень регистрируемой безработицы в стране не растет.
- Но за счет чего не растет? Во-первых, за счет того, что у нас служба занятости выстроена таким образом, что она безработных практически не видит. Она видит только тех, кто дошел до службы занятости, а доходят с каждым годом все меньше людей. Потому что стимула-то ходить особого нет - ни с точки зрения получения пособия, ни с точки зрения перспектив занятости,
- констатирует Ольга Баталина. - А с другой стороны, через снижение заработной платы, через вывод в режим неполной занятости люди удерживаются на предприятиях, предприятия надеются пережить трудное время и в дальнейшем выйти на рост заработной платы. Но когда это произойдет, пока прогнозировать крайне трудно.
“В связи с этим” особое внимание депутаты уделяют теме индексации. “Потому что это тема законодательно регулируемая”, - объясняет Баталина. В отличие, видимо, от темы, описанной выше. Депутат напомнила о том, что в начале этого года в Госдуму был внесен законопроект о “заморозке” параметров индексаций всех соцвыплат. Предлагалось оставить их на уровне 5,5%. То есть на прогнозном уровне инфляции, заложенном при формировании бюджета на нынешний год. Прогноз, увы, оказался слишком оптимистичным: новый год Россия встретила с инфляцией, по разным оценкам, в 11 - 20%. Прогноз на конец 2015 года - те же 11%. Естественно, тоже самый оптимистичный.
- Но еще как сложится, точно никто не знает. Поэтому мы настояли на том, чтобы в начале следующего года, с 1 февраля, была проведена вторая индексация за 2015 год. То есть на разницу между фактической инфляцией, которая сложится по итогам года, и тем авансом - 5,5%. Таким образом нам удастся хотя бы минимизировать негативный эффект от инфляционных издержек в отношении социальных выплат, - считает депутат.
Кроме того, Ольга Баталина подключилась к критике Минфина. По ее мнению, предложение ведомства перейти на индексацию пенсий исходя из темпа роста дохода Пенсионного фонда неизбежно приведет к их девальвации.
С чем трудно не согласиться, поскольку о росте доходов ПФ сегодня говорить всерьез не приходится. И вряд ли завтра фонд “проснется звездой”.
Тем не менее глава комитета по труду воспринимает как данность, что правительство не откажется от идеи “что-то сделать” с пенсией работающих пенсионеров. Речь идет о пока не утвержденном законопроекте Минтруда о приостановке выплаты пенсий работающим пенсионерам-“миллионерам” (см. "Солидарность" № 20, 2015). И несмотря на то, что “мы не имеем никакого права изымать у пенсионера хоть рубль, хоть копейку”, Баталина готовится искать “компромиссный вариант”. Что само по себе рядовому пенсионеру вряд ли может добавить оптимизма.
- Отнимать ни у кого ничего нельзя. Нам Конституция на это право не дает. Поэтому искать механизмы решения проблемы пенсионного обеспечения нужно, мы этого не отрицаем, но не варварскими, не антиконституционными методами, - заявила депутат.
Остается надеяться, что ради компромисса не станут переписывать Конституцию...
Комитет Госдумы по труду, сообщила среди прочего Баталина, инициирует принятие законопроекта об адресной поддержке предприятий, на которых трудятся преимущественно инвалиды:
- Основная проблема этих предприятий - низкая конкурентоспособность, они не могут реализовать то, что производят. А сейчас это сделать становится все сложнее. Поэтому мы предложили дать возможность заключать контракты с предприятиями, учрежденными общественными организациями инвалидов, как с единственным поставщиком. То есть вне конкурсных процедур, - уточнила она.
Помимо этого комитет собирается внести на рассмотрение Госдумы законопроект, рассчитанный на поддержку семей с детьми-инвалидами. По словам депутата, идея предполагает, в частности, снижение налогового бремени на такие семьи. Ольга Баталина рассчитывает на то, что оба законопроекта будут приняты будущей осенью. Оба законопроекта она отрекомендовала как “антикризисные”. Наверное, потому, что эти темы тоже “законодательно регулируемые” - в отличие от многих других. Хотя с тем, что помогать и инвалидам, и их семьям надо, никто не спорит.
А вот Михаил Шмаков в заключительном слове предложил, судя по всему, собственную “антикризисную программу”. Под занавес заседания он обрушился с резкой критикой в адрес Министерства труда:
- Под нашим давлением [в 2012 году] было воссоздано Министерство труда. Мы его все время охраняли, оберегали, отбивали нападки на министра и министерство, - напомнил глава ФНПР. И сделал неожиданный ход конем: - Всё, период детства прошел. Пора спрашивать с министерства, пора давить на него. Ну а если министр с этим не справится, тогда мы “выберем” другого, из своей среды.
И хотя на полноценную программу это предупреждение все-таки не тянет, такая игра мускулами не может остаться не замеченной министром труда
Максимом Топилиным. О векторе ответной реакции мы можем узнать очень скоро, “благо” кризис продолжается и требует от Минтруда каких-то действий.
Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» №21 (996) 2015г. 03 июня-10 июня