Контакты для связи:
8 (3452) 46-78-50
Обком Профсоюза » Новости » Почитать » Почему профсоюзы возражают!

Почему профсоюзы возражают!

24 июль 2018, Вторник
1 516
0
Почему профсоюзы против пенсионной реформы, предложенной Правительством Российской Федерации
1. Говорим о дефиците Пенсионного фонда Российской Федерации.
         Доля расходов российского бюджета на пенсионное обслуживание менее 10 % ВВП, тогда как в разных странах она выше 10 % и доходит до 15 %. Однако в Федеральном законе № 187 говорится, что доходы ПФ РФ за 2018 год превысят расходы на 481,7 млрд.руб. 
         В 2018 году потратят на 266 млрд.руб. больше чем в 2017 году, при этом дефицит в 123,9 млрд.руб. будет компенсирован средствами, которые не были полностью использованы ПФР в 2017 году.
         Говорим о дефиците Пенсионного фонда, а сами уменьшаем норматив отчислений в Пенсионный фонд с 26% до 22%.
         Увеличение сроков выхода на пенсию приведет к избытку рабочей силы, что скажется на уменьшении размеров заработной платы и в конечном счете на уменьшении отчислений в Пенсионный фонд.
         Почему установлена пониженная ставка отчислений в соцфонды компаниям, зарегистрированным на территориях опережающего развития, для IT- производств, инновационных предприятий и ряда других?
         Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установил в каждом случае свой тариф страховых взносов для компаний в которых сотрудники работают в тяжелых или вредных условиях от одного до десяти процентов фонда оплаты труда. Это позволило увеличить собираемость в Пенсионный фонд, однако в последующем эти суммы стали сокращаться. Почему? Все рабочие вредные и опасные места привели в порядок на деле или на бумаге.
         По подсчетам экспертов 15 млн. россиян работают по «черным» либо по «серым» схемам, то есть либо вообще не платят взносов, либо платят на порядок меньше, чем должны.
         Увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию не столько позволит решить вопрос увеличения доходов Пенсионного фонда, сколько потребует увеличения расходов из бюджета на различные дотации и пособия, в том числе социальные пенсии (увеличение числа безработных, переобучение, оказание помощи малоимущим, компенсации и льготы за услуги ЖКХ и т.д.).  
         Необходимо добиваться сокращения численности сотрудников, работающих в Пенсионном фонде, оптимизации работы фонда. В настоящее время общие расходы на работу Пенсионного фонда в России в 1,5 раза превышают аналогичные затраты в США.
         Накопительную часть пенсии необходимо вернуть в солидарную. Взносы в индивидуальную дополнительную пенсию вносить только в добровольном порядке. Если нет полного взноса в Пенсионный фонд, не должно быть и полной пенсии. Кто устанавливает льготы по пенсионным взносам тот и должен платить за этих льготников.  
2. Увеличение пенсионного возраста.
         Законопроекты связывают это с дефицитом рабочих кадров, обеспечение рынка труда дешевой рабочей силой. Однако закроет ли такой рынок нужные необходимые экономике страны профессии, требующие больших физических нагрузок от человека не молодого возраста.
3. В пояснительной записке к проектам законов о пенсионной реформе нигде не сказано, в каком возрасте в России действительно наступает утрата трудоспособности.
         Пенсионный возраст должен быть объективным, он должен реально отражать тот момент, когда человек теряет способность к труду. Финансовый подход не может быть основанием для установления пенсионного возраста. В советское время такие исследования и расчеты проводились Институтом труда, Институтом профессиональной патологии, Институтом экспертизы трудоспособности.
4. Увеличение продолжительности жизни.
Увеличение продолжительности жизни еще не означает продление трудовой активности. По творческим работникам понятно. Но где медицинские показания, заключения по рабочим профессиям в промышленности.
Максимальный уровень продолжительности жизни в СССР в 1964 году составляла 69,6 лет (на 3 года меньше чем сейчас). Вопрос о повышении пенсионного возраста не поднимался.  
5. Увеличение сроков выхода на пенсию позволит увеличить размер пенсии.
         А надо ли этот вопрос решать за счет тех, кто не доживает, и тех, кто будет получать эти пенсии более короткий период (сроки дожития сократятся).
         Остается открытым вопрос о самом размере пенсии. Какой он будет? 40% утраченного заработка? Но если размер заработной платы будет оставаться низким, то и сама пенсия будет всегда незначительной.  
6. Гарантии сохранения работы за работниками старше 55 (60) лет.
         Возможность потери работы остается высокой, конкуренция с молодыми (конфликт поколений). Законодательная база по сохранению за людьми старшего поколения не отработана. В случае потери работы трудовой стаж для выхода на пенсию не будет выработан (это скажется на размере пенсии). Пособие по безработице низкое. Социальные льготы и гарантии, которые имели пенсионеры для этой категории на 5 (8) лет будут потеряны. Куда уйдут эти деньги, на пенсионеров?
         Насколько готовы будут люди старшего поколения проходить переобучение в случае потери работы, менять место жительства, переходить на работу с меньшей квалификацией.
         Эффективно ли нести затраты государству на переквалификацию людей старшего поколения?
7. Цели пенсионной реформы.
         Пенсионная реформа для улучшения жизни людей старшего поколения или все для экономики и обогащения собственников и олигархов? Какой эффект мы ждем от предлагаемой реформы? 
8. Могут ли в демократическом, социально-ориентированном государстве приниматься решения без учета мнения общественности, научного сообщества?
         В настоящее время заключения по пенсионной реформе обсуждаются и принимаются только чиновниками. Это ведет к недоверию населения к органам власти.
         Почему не обсуждается вопрос с соответствующими общественными структурами, которые наделены этими функциями? Происходит недоверие к общественным советам при органах власти, трехсторонним комиссиям всех уровней.
         Можно ли отстранять население от решения этого вопроса, кода по сути средства Пенсионного фонда являются отложенными работниками отчисления от заработной платы на получение своей будущей пенсии?
9. Сегодня в стране система оплаты труда разбалансирована, не соответствует тем физическим и умственным затратам по многим специальностям.
         Возможно ли в этих условиях проводить пенсионную реформу? Нет. Так как и размеры пенсии, и ее справедливость остаются  сомнительными, если не сказать нечестными.
         Почему в стране существуют различные законы и нормативные акты, позволяющие отдельным чиновникам, депутатам, правоохранительным органам и работникам предприятий сырьевых отраслей получать более высокие размеры пенсий.
10. Количество трудоспособного населения падает, а пенсионеров становится все больше.
         Низкий уровень доходов, при всех принимаемых мерах государства, не позволяет содержать и воспитывать много детей. Социальные пособия для семей с детьми отсутствуют, либо в полной степени не обеспечивают затраты. Почему грамотно не использовать иностранную рабочую силу. Все ли в этом плане мы сделали, изучен ли опыт других стран (например, Объединенных арабских эмиратов).  
11. Своевременна ли такая реформа, созданы ли условия для ее проведения?
         Судя по реакции населения – не то население просто не готово к новым серьезным реформам, тем более, когда отдельные решения по изменению в пенсионное законодательство потерпели крах. 
         Граждане страны еще не опомнились после перестройки в 90-х годах и трех кризисов.
         Уровень жизни, социальная защита, оказываемые услуги здравоохранения, нормативная и законодательная база не сформирована.
         Развитие экономики,   потребность в рабочей силе не проработана в стратегических программах развития.
12. Правительство ориентируется на опыт западных стран.
         Высокие европейские пенсии обусловлены не поздним выходом на пенсию, а достойными зарплатами и добровольной накопительной системой (когда есть из чего отдавать).
         Качество медицинского обслуживания на более высоком уровне. В нашей стране высоким уровнем медицинского обслуживания охвачена незначительная часть населения. Оперативности оказания медицинской помощи нет (список экстренной помощи населению скорой помощи сократился). Диспансеризация проходит часто формально (по проверкам, которые осуществлялись ранее, было сокращено количество видов обследования). Сроки приема врачом часто переносятся (недостаток специалистов). Послеоперационное долечивание по месту жительства – профанизм. Система семейный врач так и не заработала. Лекарственное обеспечение населения не отработано.
         Никогда в Европе и других развитых странах увеличение размера пенсий не решался через увеличение возраста для выхода на пенсию. А увеличение сроков выхода на пенсию действительно был связан с качеством жизни, физическим здоровьем (состоянием) граждан. 
         Применяя опыт зарубежных стран нельзя выдергивать только одни факты, которые «удобны» какой-то стороне. Опыт должен перениматься комплексно, учитывая уровень жизни, доходы граждан, здравоохранение, участие гражданина, государства и предприятия в формировании Пенсионного фонда. Например, во многих странах государство субсидирует предприятия до 10% от заработной платы за каждого сотрудника кому за 40 лет, и до 40 % - если на предприятии работают люди старше 50 лет.
         В других странах – экспортерах нефти и газа существует практика компенсации дефицита пенсионной системы за счет нефтегазовых доходов.
         До проведения пенсионной реформы в стране необходимо ратифицировать все международные нормы, касающиеся пенсионного законодательства.
13. Господин Силуанов заявляет, что во всем мире работающие граждане являются соучастниками формирования Пенсионного фонда, надо так сделать и у нас.
         Но в России каждый работающий лично и является участником формирования пенсионного фонда, именно с его заработной платы идут отчисления в пенсионный фонд. Работодатель выполняет лишь техническую часть этой работы. Кроме того, сегодня имеется право как у работника, так и у работодателя за счет дополнительных отчислений участвовать в негосударственных пенсионных фондах.  
14. У нас многие пенсионеры, почти 13 млн. желают и продолжают работать.
         Почему? Потому что хотят или потому что на их пенсию нельзя прожить и есть еще здоровье, чтобы дополнительно заработать. 
         Пусть работают, Трудовой кодекс этого не запрещает и сегодня, ведь многие продолжают работать на невысокооплачиваемой работе, неполный рабочий день. Зачем же им отказывать в пенсии. В этих условиях пенсионер сегодня себя чувствует более уверенно и стабильно и независимо от детей и огородов (дач).
         Разве много у нас пенсионеров может позволить себе отдохнуть не только за рубежом, но и в стране на собственные средства, как пенсионеры других стран.  
         Пенсия давала как минимум плюс 30 % к доходу среднестатистического работника после выхода на пенсию. Учитывая, то что пенсионеры находятся близко к черте бедности, повышение пенсионного возраста повысит, а не понизит уровень бедности.
15. Равенство женщин и мужчин при выполнении трудовых отношений.
         Давайте вначале наведем порядок в оплате труда, ведь ни для кого, ни секрет, что женщины у нас получают на 15-20 % ниже чем мужчины, выполняя ту же работу.  А мы хотим на них взвалить фактически те же условия для выхода на пенсию.
         Но реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной роли женщины в продолжении рода, что обязывает государство устанавливать дополнительные гарантии для женщин, в том числе в сфере трудовых отношений. Об этом сказано в Конституции РФ, Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012г. 
         В соответствии с международными правовыми актами принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным.  
16. Многие сегодня с возмущением говорят о повышенных пенсиях у чиновников, депутатов, работников силовых структур и т.д.
         Давайте для начала установим для всех пенсионеров одинаковый размер пенсии, ведь в трудоспособном возрасте вышеперечисленные категории граждан и так имели хорошие заработные платы, социальные пакеты. Может тогда они будут думать также как большинство граждан о предлагаемой пенсионной реформе. Отменить на всех уровнях выплаты из бюджетов различного вида надбавок к пенсиям госслужащих, работников муниципалитетов, депутатов. Конечно же, здесь не идет речь о военнослужащих и работников силовых структур, принимающих участие в боевых действиях, нахождение в опасных для здоровья условиях, оперативно-розыскных и других мероприятиях связанных с прямой угрозой их жизни и здоровью.
17. Занятость в деревнях.
         Кто посчитал, сколько людей проживает в таких населенных пунктах, где не созданы рабочие места для людей трудоспособного возраста. Какова их учесть? Одни «бабы» с детьми в деревнях, а «мужики» на «вахтах»?
         Без подпитки пенсионными средствами экономика малых поселений, не имеющие других источников дохода, серьезно пострадает.    
18. Какова заинтересованность работника и работодателя в честном отчислении средств в Пенсионный фонд.
         Если человек не будет доживать до пенсии или сможет пользоваться ею всего год, работодателю будет гораздо легче склонить его к теневым трудовым отношениям. Да и работник поддержит работодателя, так как ни ему, ни его родным перечисленные с его заработной платы средства в пенсионный фонд - не достанутся. (Средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2017 году – 65,4 года, в некоторых субъектах РФ - ниже 60 лет).   
         Нет заинтересованности и у работников, которые платят значительные пенсионные отчисления, но получают пенсию меньше 10 % от заработной платы.  
19. Правительство предполагает, что в связи с ростом пенсии увеличится покупательская способность населения.
         Так ли это, ведь выплаты пенсии переносится на более поздние возрастные сроки граждан, а потребность с возрастом снижается. 
20. Немаловажным на сегодня остается вопрос управления в Пенсионном фонде.
         Попытки перевести управление фондом только Правительственной стороной не только меняет статус и предназначение этого фонда как страхового на обычный налоговый сбор и административное управление, но и ведет к неэффективному, нецелевому использованию этих средств, лишает права тех, кто его формирует управлять.   Поэтому профсоюзы и работодатели считают, что все страховые социальные фонды, в том числе, пенсионный должны иметь трехстороннее управление (профсоюзы, работодатели, правительство). 
21. Увеличение пенсионного возраста может привести к росту числа несчастных случаев.
         Например, этим обеспокоены Российский Автотранспортный союз и Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В своем совместном письме в Государственную Думу они отмечают, что повышение пенсионного возраста для водителей может привести к увеличению следующих рисков:
- росту числа дорожно-транспортных происшествий, а также к росту числа ДТП с тяжелыми последствиями в виду увеличения риска связанного с человеческим фактором:
- росту производственного травматизма и профзаболеваний и расходы с этим связанных; 
- увеличение расходов на оплату больничных листков нетрудоспособности.
Профессиональный союз гражданского персонала вооруженных сил России считает, что работа в преклонном возрасте не способствует качественному выполнению задач, стоящих перед работниками воинских частей.
22. Сохраняются льготы при выходе на пенсию педагогическим, медицинским и творческим работникам, работающим в условиях Крайнего севера или приравненным к ним местностям.
         Но это не так. Предлагается установить только «отсрочку» назначения досрочной пенсии.
23. У определенных работников сохранятся льготы при выходе на пенсию при внесении изменений в пенсионное законодательство.
         Сохранение льгот предусматривается от прежнего уровня или с учетом изменения сроков выхода на пенсию.
24. В разрез Постановления Конституционного суда РФ вступают проекты пенсионной реформы в области в области обеспечения жилищными субсидиями граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Внесенное изменение увеличивало необходимый стаж для получения субсидии даже в том случае, если лицо уже успело заработать необходимый стаж. Это, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства и закону, но н приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан, выехавших из соответствующих местностей после 1 января 1992 года, имеющих стаж работы (времени проживания) от 10 до 15 лет, смогли реализовать своё право на жилищную субсидию, а другая часть таких граждан, которым субсидия до вступления внесенных изменений по независящим от них причинам выделена не была, неосновательно и несправедливо будут лишены права на ее получение.
25. В нарушении Конституции РФ в законопроектах о пенсионной реформе прослеживается явная диспропорция, которая возникает из-за того, что увеличение возраста выхода на пенсию предполагает, что часть граждан уже смогли реализовать своё право на получение пенсии, а часть граждан смогут его реализовать только на других условиях.
Это касается и изменения общеустановленного возраста выхода на пенсию, и изменения порядка реализации права на получение досрочной пенсии (медицинскими, педагогическими и творческими работниками). Для последних различие ярко выражено: лица одного возраста, но с разным стажем к моменту принятия Законопроекта, окажутся в положении, когда одни из них уже получают пенсию, а другие - нет.
26. Стоит отметить, что для лиц предпенсионного возраста (которым осталось менее 2 лет до выхода на пенсию), также устанавливаются льготы и гарантии, в частности:
  •  дополнительные гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации или ликвидации организации (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
  •  гарантии, предусмотренные пунктом 11 утвержденного приказом МЧС России от 03.11.2015 № 581 положения об условиях оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций работникам военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • отраслевые соглашения для указанных лиц предусматривают повышенные гарантии в случае проведения работодателем сокращения численности или штата работников организации - преимущественное право на оставление на работе[1] и дополнительные выходные пособия (повышенный размер выходного пособия)[2].
Учитывая, что Законопроектом предлагается увеличить пенсионный возраст уже с 2019 года, возникает правовая коллизия, приводящая к дискриминации, в том случае, если лицо предпенсионного возраста успело воспользоваться дополнительными льготами и гарантиями в 2018 году, а другое лицо такого же возраста - нет.
В связи с этим представляется, что Законопроект должен был предусматривать более адекватный переходный период, чтобы предоставить возможность и сторонам социального партнерства, и органам государственной власти внести необходимые изменения в соответствующие акты с целью недопущения возникновения таких коллизий.
27. Повышение пенсионного возраста окажет влияние и на иные правоотношения, реализация которых связана с возрастом выхода на пенсию.
Действующее законодательство предусматривает помимо непосредственно выплаты пенсии и другие меры поддержки пенсионеров. Фактически изменение пенсионного возраста не только увеличивает срок, по истечению которого гражданин сможет получать пенсию, но и срок получения соответствующих мер поддержки. Можно привести несколько примеров таких мер:
- льгота на налог на имущество по одному объекту налогообложения (ст. 407 Налогового кодекса РФ);
  •  отдельные льготы для пенсионеров по уплате налогов могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации;
  • некоторые меры социальной поддержки предоставляются в субъектах Российской Федерации лицам, достигшим пенсионного возраста;
  •   пенсионеры по старости не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления иных жилых помещений (ст. 103 Жилищного кодекса РФ);
  • статья 128 Трудового кодекса РФ предоставляет работающим пенсионерам по возрасту (старости) право на получение 14 календарных дней отпуска без сохранения заработной платы в год.
  •  компенсация расходов проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года получателям страховой пенсии по старости или инвалидности, проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям (ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
Это незакрытый перечень мер поддержки пенсионеров. Однако отсроченное получение перечисленных мер поддержки пенсионеров не было проанализировано в пояснительной записке в Законопроекте, а также не учтено в самом Законопроекте.
Представляется, что экономическое обоснование принятия Законопроекта должно было предусматривать расчет тех потерь, которые понесет гражданин в связи с получением указанных мер поддержки позже на несколько лет, чтобы можно было оценить размер реального повышения уровня жизни пенсионеров в перспективе, который предлагается улучшить путем возможного повышения размера пенсии. Другими словами, необходимо было сопоставить «упущенную выгоду» граждан от неполучения таких мер поддержки и размер возможного повышения пенсии.
         Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, в котором указывается, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
28.  Подпунктом «в» пункта 1 статьи 4 Законопроекта предусмотрена возможность назначения страховой пенсии на 24 месяца ранее установленного возраста (установленного с учетом предлагаемых изменений) лицам, имеющим страховой стаж не менее 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом порядок подсчета страхового стажа для использования такой льготы имеет и свои особенности - при подсчете стажа не применяется часть 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях.
Можно было бы говорить, что такая норма улучшает положение будущих пенсионеров, которые смогут раньше выйти на пенсию. Однако для выработки к 63 годам (то есть за 2 года до достижения 65 лет - максимального пенсионного возраста) страхового стажа не менее 45 лет мужчина должен начать осуществлять трудовую деятельность в 18 лет, что вынуждает граждан либо совмещать обучение с работой, либо не получать образование. При этом Правительство РФ в пояснительной записке к Законопроекту говорит о наблюдающемся растущем дефиците «на рынке труда, причем именно квалифицированных рабочих и специалистов», но предлагаемая норма в перспективе может способствовать развитию такой негативной ситуации на рынке труда.
29. Законопроектом предлагается исключить из получателей социальной пенсии еще и граждан из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 (Законопроектом возраст увеличен 60 лет) и 50 (Законопроектом возраст увеличен до 58 лет) лет (соответственно мужчины и женщины) в период выполнения ими работы и (или) иной деятельности.
30. В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о пенсионном обеспечении в настоящий момент социальная пенсия не выплачивается гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 65 {Законопроектом возраст увеличен до 70 лет) и 60 (Законопроектом возраст увеличен 68 лет) лет (соответственно мужчины и женщины), в период выполнения ими работы и (или) иной деятельности (в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о страховых пенсиях).
31. Законопроект изменяет и иные виды пенсионного обеспечения о чем нигде не говорится.
В частности, с учетом предлагаемых изменений право на получение пенсии по случаю потери кормильца будут иметь:
  • отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 65 {в настоящий момент - 60) и 63 (е настоящий момент - 55) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
  •  родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 60 (в настоящий момент - 55) и 58 (в настоящий момент - 50) лет (соответственно мужчины и женщины);
  •  дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 65 (е настоящий момент - 60) и 63 (в настоящий момент - 55) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;
  •  вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 63 (в настоящий момент - 55) лет.
Аналогично предлагается изменить и порядок назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной ст. 10 Закона о страховых пенсиях. С учетом предлагаемых изменений право на получение такой пенсии будут иметь (п. 2 ст. 4 Законопроекта):
  •  родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 (в настоящий момент - 60) и 63 (в настоящий момент - 55) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
  •  дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 (в настоящий момент — 60) и 63 (в настоящий момент - 55) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Материал подготовлен Тюменским облсовпрофом.
[1] См., например, п. 5.6 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
[2] См., например, пункт 9.9 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2018 - 2020 годы; пункт 9.10 Отраслевого соглашения по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

Подпишитесь на обновления, введите e-mail адрес:




Аппарат обкома
Полезные ссылки
Правительство Тюменской области  Администрация города Тюмени  ЦК Профсоюза  Федерация Независимых Профсоюзов России  Солидарность  Областной Совет профсоюза  Госуслуги  Прокуратура Тюменской области  УФСИН России по Тюменской области  Управление судебного департамента Тюменской области  МЧС России по Тюменской области  Департамент труда по Тюменской области  Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области  Федеральная служба государственной статистики  ПФРФ по ТО  Тюменский областной суд  УФССП по Тюменской области